Твердооксидные
топливные элементы

Самая эффективная технология преобразования химической энергии топлива в электрическую энергию.

Технология

Твердооксидные топливные элементы

Принцип работы твердооксидного топливного элемента (ТОТЭ) заключается в превращении энергии химической реакции между топливом и окислителем в электрическую.

Батарея ТОТЭ представляет собой несколько единичных топливных элементов собранных вместе с помощью металлических биполярных пластин». У каждого элемента есть анод и катод, со стороны анода к нему подведено топливо, а со стороны катода – воздух.

При этом для ТОТЭ подходят самые разные виды топлива, от чистого водорода до угарного газа и различных углеводородных соединений. В результате реакций, протекающих на аноде и катоде, расходуется кислород и топливо, а также создается ток ионов между электродами. Когда батарея встроена в электрическую цепь, в той начинает течь ток.

Твердооксидные топливные элементы относятся к разряду высокотемпературных элементов с рабочей температурой в диапазоне 800-1000°С. Это позволяет использовать различные типы топлива без специальной предварительной обработки. КПД выпускаемых твердооксидных топливных элементов достигает 60 %

Гибридные установки

Традиционные двигатели внутреннего сгорания обладают рядом недостатков, включая низкий КПД, высокий уровень шума и огромный вред окружающей среде. Однако они могут иметь ряд преимуществ в гибридных установках, сочетающих двигатель внутреннего сгорания и аккумуляторы.

Принцип работы гибридных двигателей основан на объединении возможностей двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя.
Бензиновый агрегат развивает максимальный крутящий момент на высоких оборотах, в то время как электродвигатель развивает его на низких оборотах.

Сочетание установок позволяет исключить из конструкции механизмы механического преобразования энергии, повысить КПД силового агрегата и снизить расход топлива.

Устойчивое развитие

Установки на твердооксидных топливных элементах идеально подходят для широкого спектра рынков и сфер применения. Они могут вырабатывать энергию там, где это необходимо, без выбросов, без вреда для окружающей среды.

01
Эффективность. КПД топливных элементов более 60 %
05
Экономия топлива. Дополнительная ценность при использовании в комбинированном производстве электроэнергии и тепла.
02
Экологичность. Небольшое количество CO2 и практически равное нулю количество загрязняющих веществ. Только электроэнергия, пар и вода.
06
Надежность. Высокий уровень надежности и длительный срок службы в практически необслуживаемом режиме.
03
Универсальность. Возможность работать на широком ассортименте видов топлива для использования в широком диапазоне сфер применения. Промышленные, коммерческие и коммунальные объекты.
07
Комбинированное производство. Производство электроэнергии и тепла, которое можно использовать для производства горячей воды, пара высокого давления.
04
Бесшумность. Пригодны для использования почти во всех местах.

Характеристики твердооксидных
топливных элементов

Принцип работы ТОТЭ

(твердооксидных топливных элементов)

Характеристики топливных элементов

Существует пять основных типов топливных элементов

Лучшие рыночные образцы ТОТЭ

Ранжирование по удельной мощности

Инвестиции Компании в проект за время его реализации составили уже более 300 млн рублей. Вложения компенсируются результатом. Проведен ряд испытаний сборок твердооксидных топливных элементов с анодным несущим слоем из 3-5 МЭБ и батарей мощностью 1 кВт. Батарея данного типа станет основной частью установки по генерации электроэнергии. Финальные испытания в ООО «Бирюч» совместно с ИФТТ РАН намечены на декабрь 2023 года.

Достижение предельных критериев применимости в каждом проекте является безальтернативно обязательным.
Hi-Fly system

Разработки

Стремление создать продукт, обладающий преимуществами на рынке, побуждает нас активно наращивать свой опыт в области материаловедения, электрохимии и технологиях производства ТОТЭ. Целевой показатель ТОТЭ Компании ЭФКО – удельная мощность 1 кВт/кг. Это в 5 раз больше, чем результаты работ ведущих мировых лидеров.

Принцип работы водородного топливного элемента

Водородный топливный элемент с протонообменной мембраной (ПОМТЭ) преобразует водород и кислород в электричество через электрохимическую реакцию.

Простыми словами процесс можно описать следующим образом. Водород поступает на анод, где он с помощью катализатора разделяется на протоны и электроны. Протоны проходят к катоду через мембрану, а электроны (их мембрана не пропускает) движутся через внешнюю цепь, создавая электрический ток. На катод подается кислород. Протоны, электроны и кислород соединяются, образуя воду. В итоге генерируется электричество, вода и тепло, что делает ПОМТЭ экологически чистым и эффективным источником энергии.

Электрическая цепь
Анод
Катод
Увлажненный водород
Неиспользованный водород на рециркуляцию
Воздух
Тепло
Выход воды из воздуха
Биполярная пластина с прочными полями
Газодиффузионный слой
Слой катализатора
Протонообменная мембрана

Характеристики топливных элементов

Существует пять основных типов топливных элементов: твердополимерные (ТПТЭ), щелочные (ЩТЭ), фосфорнокислотные (ФКТЭ), карбонатно-расплавные (КРТЭ) и твердооксидные топливные элементы (ТОТЭ). Основные характеристики основных типов ТЭ представлены в таблице. 

Представленные в таблице данные демонстрируют преимущества технологии ТОТЭ по сравнению с прочими ТЭ

Тип ТЭ
ТПТЭ
ЩТЭ
ФКТЭ
КРТЭ
ТОТЭ
Температура °C
80-100
65-250
150-220
600-1000
600-1000
Материалы анода
Pt/C, Pt-Ru/C
Pt/C, Pt-Co/C, Pt Pt-Pd/C
Pt/C, Pt-Ru/C
Ni-Al, Ni-Cr
Ni, NiO
Материалы катода
Pt/C
Ni (Pt)
Pt/C, Pt-WO₃/C
LiFeO₂
LaSrMnO₃
Материалы электролита
Полимерная мембрана (иономер)
KOH/NaOH на носителе
H₃PO₄ на носителе
LiKCO₃, LiNaCO₃ на носителе
ZrO₂, CeO₂, Y₂O₃
Диапазон мощностей
0,01 : 100 кВт
~ 100кВт
~ 100кВт
≥ 1 МВтТип ТЭ
≥ 1 МВт
Ресурс, ч
До 2∙10⁴
До 1∙10⁴
До 5∙10⁴
До 2∙10⁴
До 6∙10⁴

Твердооксидные Топливные Элементы

Удельная мощность, Вт/кг